Зосима и Савватий Соловецкие - покровители и защитники русских пчёл.
22.07.19По легенде, святые странники Зосима и Савватий принесли пчел на Русь в посохе и тем самым положили начало пчеловодству.
Между днем почитания святого Зосима (30 апреля) и святого Савватия (10 октября) укладывается практически весь сезон пчеловодства.
Раньше именно 30 апреля посреди пасеки ставили накрытый чистой скатертью стол, на который клали хлеб с солью, святую Богоявленскую воду и оставшуюся от пасхальной утренней молитвы свечу, а затем молились святым Зосиме и Савватию, и окропляли пасеку освященной водой.
10 октября пчеловоды собирались вместе и пили медовуху, кроме того, в этот день пекли медовое печенье, и угощали всех знакомых продуктами пчеловодства.
У всех пчеловодов в доме имелась икона Зосимы и Савватия, заступников пчеловодства.
"Церковно народный месяцеслов на Руси" И.Калиновского сообщает: "Русские пчеловоды называют преподобного Зосиму - Пчельником и считают его покровителем пчеловодства и хранителем пчел. В одном из древних стихов читаем: "Ты мед-то лопай, до об Зосиме-Савватии вспоминай."
В одной из молитв преподобному Зосиме, между прочим, подробно повествуется о путешествии святых Зосимы и Савватия. угодников Соловецких, в какие-то далекие страны, откуда они, по повелению Божию, принесли в набалдашнике посоха матку пчелиную и, пустив ее в русскую землю, положили этим начало пчеловодству.
Сельские наши пчеловоды в день памяти святого Зосимы служат ему в церквах молебны и приносят в церковь медовые соты для освящения.
В других местах еще есть обычай в этот же день кормить пчел просфорою, освященною накануне Благовещения, что делается будто бы по примеру самого преподобного Зосимы.
В день памяти этого угодника пчеловоды вынимают ульи из омшаника и выставляют на лето в пасеки.
При этом почти повсюду ведется обычай ставить один улей среди других; он обыкновенно называется Зосимом; на нем поставляется образ святого Зосимы, который изображается здесь всегда с ульем пчел.
Известно, что древние русские монастыри, особенно на севере и северо-востоке, будучи прежде всего училищами благочестия, были в то же время весьма немаловажными рассадниками сведений по части хозяйственной. Притом само занятие пчеловодством, один из важнейших промыслов Древней Руси, могло служить весьма существенным и приличным средством для обеспечения монастырей". (Русский месяцеслов. Крестьянин, Ростов-на-Дону. 29.04.1999)